Зарядные характеристики и комплектация серийных электромобилей.

 

Кабель в комплекте  Совместимая вилка
Ваш Автомобиль Объём тягового аккумулятора [кВтч] (полезный) Максимальный переменный ток заряда [А] Максимальный постоянный ток заряда [А] Трехконтактный Mode 2 (ЗУ) Кабель Семиконтактный Type 2 Кабель J1772 вилка Type 2 (Mennekes) вилка DC JEVS/G105 вилка (Chademo) Комбинированная зарядка AC/DC Type 2 Tesla DC Supercharger  Комментарии / Режим зарядки 
Audi A3 e-tron 8.8 16 Не доступно Не известно Не известно Нет Да Нет Нет Нет Установлена Type 2 male розетка.Скоростная зарядка не поддерживается.
BMW i3 22 (18.8) 32 125 Да за дополнительную плату Нет Да Нет Да Нет Скоростная зарядка только через CCS.Совместим с Type 2 female вилкой
BMW i8 (2014) 7 (5) (16, TBC) Не доступно Да за дополнительную плату Нет Да Нет Нет  Нет Установлена Type 2 male розетка.Скоростная зарядка не поддерживается.
Chevrolet Volt 16 (12) 16 Не доступно Да Нет, ищите у сторонних производителей Да Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Chevrolet Spark 20 13 125 Да Да Нет Да Нет Да  Нет Скоростная зарядка только через CCS.Совместим с Type 2 female вилкой.Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Citroen C-Zero 16 16 125 Да за дополнительную плату Да Нет Да Нет Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Daimler Smart ED (2013-) 16 32 (3 фазы опционально) Не доступно Да Да, 20A  кабель для однофазного бортового ЗУ; 32A  кабель для трёхфазного бортового ЗУ Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Daimler Smart ED (2010) 16 16 Не доступно Да За дополнительную плату;  20A  кабель для однофазного бортового ЗУ Нет Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается.
Fisker Karma 20 13 Не доступно Да Да Да Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Ford C-MAX Energi (2014) 7.6 (13, TBC) Не доступно Да за дополнительную плату Да Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Ford Focus EV (2014) 23 32 Не доступно Да за дополнительную плату Да Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Kia Soul EV 23 32 125 Не известно Не известно Да Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Lightning EV (2013) 36 или 44 13 (3 фазы; 9kW) (125 опционально) Да Да Да Нет Да, опционально Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Mercedes B-Class E-Cell Plus 28 16 (3 фазы) Не доступно Нет, за дополнительную плату Да Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Mercedes S500 PHEV (2014-2015) 8.7 (16, TBC) Не доступно Не известно Не известно Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Mercedes SLS EV (2014-2015) 60 32 (3 фазы) Не доступно Нет Да, трехфазный кабель Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Mercedes Vito E-Cell Van (2012) 36 13 (3 фазы, использует 2) Не доступно Нет Да, трехфазный кабель Да Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
MIA Electric (2012) 8 или 12 16 Не доступно Да за дополнительную плату Да Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Mitsubishi i-Miev (2012) 16 16 125 Да за дополнительную плату Да Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Mitsubishi i-Miev (2010) 16 16 125 Да Нет, Mode 3 не поддерживается Нет Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Mitsubishi Outlander PHEV (2014) 12 16 125 Да за дополнительную плату Да Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Nissan Leaf (2011) 3.3kW OBC 24 16 125 Да за дополнительную плату Да Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Nissan Leaf (2013) 6.6kW OBC 24 32 125 Нет, за дополнительную плату (кроме моделей с 3.3kW бортовым ЗУ, где это стандарт) Да, но только для моделей с 6.6kW бортовым ЗУ Да Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Nissan e-NV200 (2014-2015) 24 32 125 Не известно Не известно Да Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Peugeot iON (2012) 16 16 125 Да за дополнительную плату Да Нет Да Нет  Нет Поддерживается  Mode 2-4 . J1772 однофазная AC и JEVS/G105 DC  розетки. Скоростная зарядка только через CHAdeMO Скоростная АС зарядка не поддерживается.
Porsche Panamera PHEV (2013) 9.4 16 Не доступно Да Да Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Renault Fluence EV(2012) 22 16 Не доступно Нет, за дополнительную плату Да Да Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Renault Kangoo Electric Van(2013) 22 16 Не доступно Нет, за дополнительную плату Да Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Renault Twizy Electric (2012) 6.1 13 Не доступно Да Нет Нет Нет Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 1
Renault Zoe 22 63 (3 фазы) Не доступно Нет, за дополнительную плату Да, трехфазный кабель Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка только переменным током.
Tesla Roadster (2011) 56 80 Не доступно Да за дополнительную плату Нет Да Нет Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Tesla Model S (2014) 60 или 85 40 или 80 (11kW или 22kW) 170 использует Tesla’s 120kW Supercharger Да, адаптер для BS1363 в наличии за дополнительную плату Нет Да Да, через адаптер Нет Да Поддерживается  Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка CHAdeMO через адаптер,Tesla Supercharger
Tesla Model X (2015) 60 или 85 TBC (likely to be similar to S) TBC Не известно Не известно Нет Да Да, через адаптер  Нет Да Поддерживается  Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка CHAdeMO через адаптер,Tesla Supercharger
Toyota Prius PHEV (2012) 4.4 16 Не доступно Да за дополнительную плату Да Нет Нет  Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Vauxhall Ampera (2012) 16 (12) 16 Не доступно Да Нет,  ищите у сторонних производителей Да Нет Нет  Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . J1772 однофазная AC розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
Volvo V60 PHEV (2013) 11.2 (8) 16 Не доступно Да За дополнительную плату Нет Да Нет  Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..
VW E-Up (2014) 18.7 16 125 Да Да Нет Да Нет Да  Нет  Скоростная зарядка только через CCS.Совместим с Type 2 female вилкой
VW E-Golf (2014-2015) 24.2 32 125 Не известно Не известно Нет Да Нет Да  Нет  Скоростная зарядка только через CCS.Совместим с Type 2 female вилкой
VW Passat PHEV (2015) 8.8 16 Не доступно Не известно Не известно Нет Да Нет  Нет  Нет Поддерживается только Mode 2-3 . Type 2 розетка. Скоростная зарядка не поддерживается..

Стандарты зарядки электромобилей и подзаряжаемых гибридов регулируются Международной электротехнической комиссией (МЭК или IEC в английском варианте). Основным является стандарт IEC 62196, который определяет виды используемых разъемов (розеток и вилок) и режимы зарядки.Принципиально в стандарте IEC 62196 существует разделение зарядки переменным и постоянным током. Важно понимать, что тяговая батарея в электромобиле использует постоянный ток. А в нашей электрической сети используется переменный ток. Таким образом, в случае использования зарядной станции переменного тока применяется бортовое зарядное устройство электромобиля, которое преобразует переменный ток зарядной станции в постоянный, которым и заряжается тяговая батарея. В этом случае, скорость зарядки электромобиля определяется мощностью бортового зарядного устройства. Обычно данный параметр указывается производителем электромобиля. Например, используется станция мощностью 22 кВт, а бортовое зарядное устройство имеет мощность 3.3 кВт, в случае тяговая батарея электромобиля будет заряжаться мощностью 3.3 кВт. Для определения времени, необходимого для зарядки конкретного электромобиля переменным током, следует разделить полезную емкость тяговой батареи на мощность бортового зарядного устройства. В реальной жизни времени потребуется чуть больше, т. к. процесс зарядки литий-ионных аккумуляторов не линеен и в процессе зарядки возникают небольшие потери.При зарядке электромобиля от станции постоянного тока всей процедурой преобразования занимается сама станция. Сегодня станции переменного тока принято называть зарядными станциями стандартной зарядки. А станции постоянного тока – комплексами экспресс-зарядки или быстрыми зарядными станциями.

Режимы зарядки и кабели

Допустимые режимы зарядки описаны в разделе 1 стандарта IEC 62196, который определяет следующие возможные варианты:

Режим Mode 1 последнее время практически не применяется на серийных электромобилях, т. к. не обеспечивает требуемого уровня безопасности.

Режим Mode 2 представляет собой штатный кабель для зарядки электромобиля от бытовой сети, поставляемый с любым серийным электромобилем.

«Коробочка» на снимке и есть система защиты. Она следит за тем, чтобы была хорошая «земля», чтобы не было короткого замыкания и перегрева кабеля. Например, для американского Chevrolet Volt или Nissan Leaf купить переходник “как на iPhone” не получится, придется заменить этот кабель на европейский. На одном конце такого кабеля расположена бытовая розетка, на другом разъем Типа 1 или Типа 2

Режим Mode 3 предполагает использование зарядной станции переменного тока и специального одно- или трехфазного кабеля. При зарядке электромобиля процесс коммуникаций с зарядной станцией осуществляется посредством сигнальных контактов в разъемах.

При этом раздел 2 стандарта IEC 62196 описывает два типа применяемых разъемов:

Режим Mode 3 Тип 1 — однофазные разъемы. Максимальная допустимая мощность 1х32А, 7.2 кВт. Другое название данного разъема SAE J1772.

Режим Mode 3 Тип 2 — трехфазные разъемы. Другое распространенное название такого разъема «Mennekes» — по названию разработавшей его компании. Максимальная допустимая мощность 3х64А, 43 кВт.

Зарядные станции переменного тока, применяемые в Европе используют разъем Тип 2. Однако при этом, с помощью таких зарядных станций возможно заряжать электромобили, оборудованые как разъемом Тип 2, так и разъемом Тип 1. Осуществление такой зарядки возможно за счет кабеля. На снимках ниже представлены кабели «Тип 2 – Тип 1» и «Тип 2 – Тип 2».

При использовании зарядной станции режима Mode 3 нужно обязательно обращать внимание на то, какая имеется фактически доступная мощность. Обычно эта информация указывается на конкретной станции (наклейка) или в системе коммерческого оператора. Большинство публично-доступных зарядных станций режима Mode 3 имеют максимальную мощность 22 кВт.

Режим Mode 4 предполагает использование зарядных станций постоянного тока. Сегодня существует два вида таких станций – CHAdeMO и CCS (Combined Charging System). Альтернативные названия CHAdeMO – System A, CCS – COMBO2, System C. Также разъем CHAdeMO еще часто называют Yazaki, по имени компании разработчика. Обобщающие термины – комплексы экспресс-зарядки или быстрые зарядные станции.

CHAdeMO — изначально японская разработка, сегодня применяется на электромобилях Nissan, Mitsubishi Motors и Kia.

CCS – европейская разработка, применяется на электромобилях BMW и VAG.

CHAdeMO и CCS используют разные виды разъемов и коммуникационных протоколов. Даже технически CHAdeMO использует CAN, а CCS — PLC для обмена данными между зарядной станцией и электромобилем. Тем не менее сегодня на ранке представлены комплексы экспресс-зарядки в которых оба этих стандарта совмещены в одном устройстве.

CHAdeMO и CCS используют разные виды разъемов и коммуникационных протоколов. Даже технически CHAdeMO использует CAN, а CCS — PLC для обмена данными между зарядной станцией и электромобилем. Тем не менее сегодня на ранке представлены комплексы экспресс-зарядки в которых оба этих стандарта совмещены в одном устройстве.

Обе разновидности режима Mode 4 подразумевают максимальную мощность до 100 кВт, однако практически на рынке сегодня представлено оборудование с мощностями 20, 44 и 50 кВт.

Технически режим Mode 4 позволяет зарядить тяговую батарею электромобиля до 100%, однако физически зарядка последних примерно 20% емкости требует существенно больше времени, т. к. идет балансировка ячеек (отдельных аккумуляторов тяговой батареи). В этой связи большинство станций настроены на заряд тяговой батареи до 80% ее емкости для оптимизации временных затрат.

В реальной жизни, в летних условиях, зарядка например Nissan Leaf от 0 до 80% займет 31 минуту.

Особняком в ряду серийно выпускаемых электромобилей стоит Tesla Motors. Компания развивает собственную сеть комплексов экспресс-зарядки – Tesla Superchager.

Это закрытый (проприетарный) стандарт Tesla Motors зарядки постоянным током, станции совместимы только с электромобилями производства Tesla Motors. Сегодня Tesla Supercharger имеет мощность 120 кВт